Неофициальный сайт Сергея Алдонина  


Мастер и Маргарита


Веселые похождения Фагота и Бегемота.
Спектакль бывших студентов Марка Захарова вышел на профессиональную сцену


В ежедневной прессе не писали про спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке Сергея Алдонина. Скорее всего потому, что его появление на сцене Театра имени Станиславского не было воспринято как премьера (студенческий спектакль примерно с теми же участниками существовал уже несколько лет). Кроме того, у нас в принципе не принято обращать внимание на те имена, что не «в фокусе». Ученик Марка Захарова Сергей Алдонин еще недостаточно моден, чтобы обсуждать его деяния публично, а из более-менее известных актеров в его спектакле занята только Елена Морозова, отлично сыгравшая роль Марги в фильме «Дневник его жены», но никак еще не звезда. Тем не менее новый спектакль, за два месяца прошедший всего раза три, не просто пользуется вниманием публики, но и стал предметом обсуждения в среде театральной молодежи.

Роман Булгакова сегодня далеко не так популярен, как прежде, но все же его знают и любят, а инсценировок на московских сценах почти нет. Однако желания увидеть на сцене любимых героев недостаточно для успеха. Новая сценическая версия романа может показаться излишне легкомысленной. Старым его поклонникам, в свое время впервые прочитавшим «Мастера» в зрелом возрасте и в силу печальных, но объективных обстоятельств евангелическую историю узнавшим не из первоисточника, а из романа Мастера о Понтии Пилате и Иешуа, туда ходить не надо. Для них «Мастер» до сих пор остался серьезной философской книгой, в которой главное -- мировоззренческие проблемы, а буффонада свиты Воланда нужна лишь для язвительной критики режима.

Тем, кто знакомился с культовой для 60-х годов книгой в детском возрасте и, посасывая шоколадку, пролистывал липкими пальцами страницы «про любовь», чтобы скорее перейти к шуткам и розыгрышам Коровьева, Азазелло и, само собой, Бегемота, спектакль скорее понравится. Время всех рассудило. О добре и зле, о вечности и покое мы сегодня читаем и в других книгах. А нехорошая квартира стала местом паломничества, поскольку именно в этой части замены обаятельным персонажам Булгакова не нашлось.

Жанровая прелесть пятерки нечистых (трое уже были названы, четвертая -- Гелла, ну и, понятно, сам Воланд) и стала главной отправной точкой для фантазий режиссера Сергея Алдонина. Причем самые удачные шутки и штучки придуманы театром, иногда трансформирующим булгаковские фразы, но и сочиняющим свои, совершенно независимые от оригинала. Зато настроение и заразительность этой эстрадной по ухваткам команды -- вполне булгаковские. Во всяком случае у нынешних зрителей возникает желание к месту и не к месту цитировать полюбившиеся места спектакля. Желание это вполне сродни бесконечным «починяю примус», пронизывавшим речь поклонников романа два десятилетия назад.

Сам режиссер играет Фагота Коровьева, и делает это хорошо. Как, впрочем, хороши и Елена Морозова в роли Геллы, обольстительно нелепо размахивающей длиннющими ногами во все стороны, и ее постоянный партнер Азазелло (Владислав Гольков), и Бегемот (Павел Деревянко) почему-то в шотландской юбке, и даже сам Воланд (Андрей Сычев), счастливо избежавший инфернальной значительности.

Хуже дело обстоит с персонажами серьезными. Если сцены с Бездомным, Босым, Лиходеевым оказались вполне в духе общего анархического разгула с «капустными» вставками и забавными, хотя и не всегда оригинальными гэгами, то Мастер и Маргарита вместе с пресловутым прокуратором кажутся, увы, совершенно лишними. Очевидно, что патетика -- не самая сильная сторона этого явно одаренного и изобретательного режиссера. Будь он решительнее и выброси из спектакля вообще весь пафос, сосредоточившись на том, что ему действительно интересно и удается, впечатление от спектакля было бы еще лучше.




Создание и поддержка - Mystel ©


На главную страницу
Hosted by uCoz