Веселые
похождения Фагота и Бегемота.
Спектакль бывших студентов Марка Захарова вышел
на профессиональную сцену
В ежедневной прессе не писали про спектакль
«Мастер и Маргарита» в постановке Сергея Алдонина. Скорее
всего потому, что его появление на сцене Театра имени
Станиславского не было воспринято как премьера (студенческий
спектакль примерно с теми же участниками существовал уже
несколько лет). Кроме того, у нас в принципе не принято
обращать внимание на те имена, что не «в фокусе». Ученик Марка
Захарова Сергей Алдонин еще недостаточно моден, чтобы
обсуждать его деяния публично, а из более-менее известных
актеров в его спектакле занята только Елена Морозова, отлично
сыгравшая роль Марги в фильме «Дневник его жены», но никак еще
не звезда. Тем не менее новый спектакль, за два месяца
прошедший всего раза три, не просто пользуется вниманием
публики, но и стал предметом обсуждения в среде театральной
молодежи.
Роман Булгакова сегодня далеко не так
популярен, как прежде, но все же его знают и любят, а
инсценировок на московских сценах почти нет. Однако желания
увидеть на сцене любимых героев недостаточно для успеха. Новая
сценическая версия романа может показаться излишне
легкомысленной. Старым его поклонникам, в свое время впервые
прочитавшим «Мастера» в зрелом возрасте и в силу печальных, но
объективных обстоятельств евангелическую историю узнавшим не
из первоисточника, а из романа Мастера о Понтии Пилате и
Иешуа, туда ходить не надо. Для них «Мастер» до сих пор
остался серьезной философской книгой, в которой главное --
мировоззренческие проблемы, а буффонада свиты Воланда нужна
лишь для язвительной критики режима.
Тем, кто знакомился с культовой для 60-х
годов книгой в детском возрасте и, посасывая шоколадку,
пролистывал липкими пальцами страницы «про любовь», чтобы
скорее перейти к шуткам и розыгрышам Коровьева, Азазелло и,
само собой, Бегемота, спектакль скорее понравится. Время всех
рассудило. О добре и зле, о вечности и покое мы сегодня читаем
и в других книгах. А нехорошая квартира стала местом
паломничества, поскольку именно в этой части замены
обаятельным персонажам Булгакова не нашлось.
Жанровая прелесть пятерки нечистых (трое уже
были названы, четвертая -- Гелла, ну и, понятно, сам Воланд) и
стала главной отправной точкой для фантазий режиссера Сергея
Алдонина. Причем самые удачные шутки и штучки придуманы
театром, иногда трансформирующим булгаковские фразы, но и
сочиняющим свои, совершенно независимые от оригинала. Зато
настроение и заразительность этой эстрадной по ухваткам
команды -- вполне булгаковские. Во всяком случае у нынешних
зрителей возникает желание к месту и не к месту цитировать
полюбившиеся места спектакля. Желание это вполне сродни
бесконечным «починяю примус», пронизывавшим речь поклонников
романа два десятилетия назад.
Сам режиссер играет Фагота Коровьева, и
делает это хорошо. Как, впрочем, хороши и Елена Морозова в
роли Геллы, обольстительно нелепо размахивающей длиннющими
ногами во все стороны, и ее постоянный партнер Азазелло
(Владислав Гольков), и Бегемот (Павел Деревянко) почему-то в
шотландской юбке, и даже сам Воланд (Андрей Сычев), счастливо
избежавший инфернальной значительности.
Хуже дело обстоит с персонажами серьезными.
Если сцены с Бездомным, Босым, Лиходеевым оказались вполне в
духе общего анархического разгула с «капустными» вставками и
забавными, хотя и не всегда оригинальными гэгами, то Мастер и
Маргарита вместе с пресловутым прокуратором кажутся, увы,
совершенно лишними. Очевидно, что патетика -- не самая сильная
сторона этого явно одаренного и изобретательного режиссера.
Будь он решительнее и выброси из спектакля вообще весь пафос,
сосредоточившись на том, что ему действительно интересно и
удается, впечатление от спектакля было бы еще
лучше.